Кризис подросткового возраста называют переходным. Переход от детства к взрослости - это самый продолжительный и сложный возрастной кризис в жизни человека. От того как проходит этот переход зависит вся дальнейшая жизнь человека.

Представим, что переход от детства к взрослости - это  шаткий мост через бурлящую реку. 

Много трудностей и опасностей ждут по пути через этот мост. Подростку необходимо их преодолеть и ответить на три важных для него вопроса:  Кто я?  Какой я? Для чего я?

Начинается период с гормонального изменения в организме. У кого-то это начинается в 10 лет, у кого-то в 12. Поэтому трудно чётко определить возрастные границы. Заканчивается этот период тогда, когда подросток найдёт ответы на свои три важных вопроса, ориентировочно период заканчивается к 18 - 22 годам. 

На подростковый период приходится целый ряд специфических изменений, происходящих в организме человека:

На физическом уровне:

  • Значительно повышается количество определённых гормонов в крови, которые обуславливают появление вторичных половых признаков.
  • Временное нарушение пропорций тела. Рост конечностей опережает рост туловища, движения становятся угловатыми.
  • Неравномерный рост внутренних органов может приводить к болевым ощущениям, повышенной утомляемости.
  • Повышенная потливость, появление угрей, ломка голоса у мальчиков.

Реакция подростка на физические изменения:

  • Обеспокоенность  "Я нормальный"?
  • Критический взгляд на свою внешность, неприятие своего тела (перестает опрятно одеваться, отказывается от новой одежды).
  • Физическая деятельность вперемежку с вялостью.

На психологическом уровне:

  • Гормональный бум обуславливает повышенную возбудимость нервной системы – эмоциональная чувствительность, ранимость.
  • Неуравновешенность процессов возбуждения (агрессивность) и торможения (вялость).

Реакция подростка на психические изменения:

  • Резкие  перемены настроения
  • Осознание своих сильных сторон и пределов своих возможностей
  • Увеличенные интеллектуальные и творческие способности
  • Начало выработки своей системы ценностей.

На социальном уровне:

  • Повышенная реактивность и возбудимость нервной системы приводит к тому, что в этом возрасте особенно ярко проявляется чрезмерная вспыльчивость, обидчивость, резкость в общении с родителями, с взрослыми
  • Проявление исключительной верности сверстникам, взрослый же вместе с его претензиями и указаниями отвергается
  • Подросток претендует на равноправие отношений и находит его в среде сверстников.

Поведение подростков в социуме:

  • Исключительная верность сверстникам.
  • Вызов властям, семье.
  • Неприятие родителей.
  • Конфликты, связанные с зарождающейся независимостью.
  • Эксперименты: первое устройство на работу/подработку, экстремальное поведение, половой контакт, употребление психоактивных веществ.