Помните метафору про путь по шаткому мосту через бурлящую реку?

Задача родителей - не тянуть подростка по мосту через реку, не толкать его сзади, указывая куда ему идти, а сопровождать, идти рядом и объяснять о том, с чем он может столкнуться на своем пути, какие опасности его могут ждать впереди, какие могут быть последствия. Ребенок сам будет набивать свои шишки, но родительская задача сделать так, чтобы это было не опасно для его здоровья и жизни, поддерживать его и предупреждать.

Когда ребёнок-подросток ведёт себя вызывающе, либо замыкается в себе и не хочет разговаривать – родителей это часто раздражает и вызывает агрессию, непонимание.

Родитель злится на него и на себя и ничего в бессилии не может сделать в этой ситуации. Подросток замыкается и отдаляется от родителей еще больше.

Как вести себя родителю с подростком в конфликтной ситуации:

  1. Привести в порядок свои эмоции. У каждого есть свои способы снять эмоциональную агрессию и раздражение (выйти на время из пространства взаимодействия, умыться, подышать, посчитать и т.п.).
  2. Использовать базовые принципы в общении с ребёнком-подростком:

1. Уважительное отношение к нему:

  • доброжелательность;
  • непредвзятость, принятие ребёнка таким, какой он есть;
  • отличайте поведение от личности (поведение человека не всегда можно принять, но к личности нужно относиться всегда с уважением). Например, мне не нравится, как моя дочь помыла посуду, но это не значит, а что она тупая неумёха.

2. Показывайте на личном примере поведение взрослого человека, достойного уважения:

  • в окружении подростка может не быть положительного примера для подражания, и он не знает, какие качества ему нужно воспитывать в себе. Станьте для него авторитетом;
  • конфиденциальность. Всегда соблюдайте договоренность о неразглашении доверенной вам  информации.  Например, если ребёнок с вами поделился своим секретом, а вы при нём  поделились с кем-либо об этом,  считайте, что вы потеряли доверие своего ребёнка. Вы должны внушать доверие, чтобы ребёнок знал, что на вас можно положиться.

  • Ожидание наилучших результатов.
    • такое отношение побудит его стремиться к лучшему.
    • подчёркивайте плюсы, а не минусы.
    • поддержка, поощрение, похвала, особенно тогда, когда ваш ребёнок-подросток старается изменить поведение.

  • Вовлечение  ребёнка в принятие решений, которые касаются его.
    • узнайте, как ваш ребёнок представляет себе свою учёбу, каким он видит свою повседневную жизнь, как он представляет свою деятельность, о чём он мечтает, какой он хочет получить результат и так далее;
    • обращайте внимание на его предложения и реагируйте на них;
    • по возможности, используйте эти предложения на практике.

Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Для того чтобы лучше понять ребёнка необходимо научиться его слышать и разговаривать с ним на языке принятия.

Язык принятия

оценка поступка, а не личности
похвала
комплимент
временной язык
ласковые слова, поддержка
выражение заинтересованности
сравнение с самим собой
одобрение
согласие
позитивные телесные контакты
улыбка
контакт глаз
доброжелательные интонации
эмоциональное присоединение
поощрение
выражение своих чувств
отражение чувств ребенка

Язык непринятия

отказ от объяснений
негативная оценка личности
уравнение не в лучшую сторону
постоянный язык
указание на несоответствие родительским ожиданиям
игнорирование
команды
приказы
подчеркивание неудачи
оскорбление
угроза
наказание
«жёсткая» мимика
угрожающие позы
негативные интонации
 
 

Чтобы не вызвать раздражения собеседника, избегайте говорить на языке непринятия. Разговаривайте на языке принятия.

Примеры проявления языка непринятияПримеры проявления языка принятия
Оценка личности: «Ты всегда такой
безответственный»
Оценка поступка "Мне жаль, что ты не выполнила мои поручения"
Всегда звучит осуждение «ты, тебя, тебе»Всегда начинайте фразу с «я – высказывания»: я, мне, меня
Постоянный язык: «У тебя никогда ничего не получается, как следует», «Ты всегда все делаешь не аккуратно» и т.п.Временной язык: «Сегодня у тебя это задание не получилось»
Невербальные проявления (взгляды, жесты, интонации, позы) выражают раздражение или не соответствуют словамПроговаривайте своё отношение к ситуации, свои эмоции
Невербальные проявления (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы) доброжелательные

Правила хорошего слушания:

  • слушайте внимательно, обращайте внимание не только на слова, но и на невербальные проявления собеседника (мимика, позы, жестикуляция);
  • проверяйте, правильно ли ты понял слова собеседника, задавая уточняющие вопросы. Например: "Правильно ли я понял, что ты имел в виду…";
  • не давайте оценок;
  • не давайте советов.