Травля или буллинг

Или еще используется термин «моббинг».

Подросток ориентирован на авторитет своих сверстников, но в тоже время, от них можно ожидать агрессии и травли. Это вызывает у ребенка переживание страха, вины, стыда, беспомощности, ненависти, отчаяния.

Как определить, что ваш ребёнок стал жертвой травли?

Основные признаки:

  • подавленное состояние;
  • замкнутость и нежелание разговаривать о том, что происходит в учебном заведении;
  • нежелание ходить в учебное заведение;
  • могут быть физические следы (порванная, испачканная одежда, царапины, ссадины), о причинах, появления которых ребёнок говорить не хочет или отвечает уклончиво.

Как вести себя родителям?

Когда родителям стало достоверно известно о том, что обидчики существуют, могут быть приняты  следующие меры:

  • направлено обращение в учебное заведение с запросом о проведении встречи с родителями обидчиков ребёнка, для урегулирования конфликта;
  • в сложных случаях буллинга, где у детей-обидчиков агрессивное поведение укоренилось, родители потерпевшего ребёнка могут прибегнуть к более серьёзным действиям:
    • обратиться в школу с запросом о принятии профилактических мер: для этого нужно написать заявление на имя директора учебного заведения;
    • обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при наличии явных признаков уголовного или административного правонарушения целесообразно обращение родителей в полицию по месту нахождения учебного учреждения.

Кибербуллинг

Вслед за перемещением общения в интернет появился кибербуллинг ― форма травли, использующая возможности интернета (в первую очередь анонимность и огромное число пользователей) для агрессивного преследования человека. Кибербуллинг вызывает не менее сильную тревогу у детей, чем травля в «реальном» мире, но особенность процессов в интернете состоит в том, что информация о травле не исчезает, ее трудно удалить, а стигматизирующая информация любой степени достоверности остается доступной и тиражируется.

Признаки того, что у подростка проблемы общения в сети-интернет:

  • перестал использовать гаджеты или, наоборот, использует чаще обычного;
  • выглядит расстроенным, раздражённым, подавленным после взаимодействия с гаджетами;
  • резко ухудшилась учебная успеваемость; 
  • стал закрытым, настороженным, не идёт на контакт.  

Как вести себя родителям?

  • разобраться, что в действительности происходит: как давно, на каких площадках, кто в этом участвует;
  • сохранить агрессивные сообщения (картинки, переписку);
  • сообщить о происходящем администратору площадки (игровой платформы, сообщества в социальной сети), обратиться в техподдержку, сообщить о нарушении закона и преследовании;
  • если речь идёт об агрессии со стороны незнакомца, поменять настройки так, чтобы агрессор не мог писать личные сообщения, комментировать записи, видеть недоброжелателя;
  • в Телеграмме, ВКонтакте и других социальных сетях\платформах есть инструменты, которые помогут ограничить взаимодействие с нежелательными пользователями.

Зависимость от гаджетов

В наше время информационных технологий существует опасность компьютерной зависимости подростка от гаджетов (мобильного телефона, компьютера, планшета, ноутбука).

Признаки компьютерной зависимости:

  • Значительное улучшение настроения от игр или путешествия по сетям и сайтам в телефоне (компьютере).
  • Нежелание оторваться от интернета в телефоне (компьютере).
  • Если вы отрываете ребёнка от телефона (компьютера), он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к вам.
  • Пренебрежение домашними и учебными делами в пользу телефона (компьютера).
  • Каждый день, без пропусков играет или  развлекается в сетях, на сайтах  в телефоне (компьютере), может находиться там более 10 часов.
  • После начала игры теряет чувство времени.
  • Ест без отрыва от телефона (монитора).
  • Не признаёт, что много времени проводят за игрой, общением в социальных сетях, сайтах в телефоне (компьютере).
  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу телефона (компьютера).
  • Отказ от общения с друзьями, навязчивое влечение к компьютерным играм, сайтам.
  • Навязчивый Веб-серфинг - бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данным и поисковым сайтам.

Физические отклонения у ребёнка, страдающего компьютерной зависимостью:

  • нарушение зрения;
  • снижение иммунитета;
  • головные боли;
  • повышенная утомляемость;
  • бессонница;
  • боли в спине;
  • боли в запястье. 

Если присутствуют эти признаки, необходимо обратиться к специалисту, работающему с зависимостями.

Употребление алкогольных напитков и психоактивных веществ (ПАВ).

Подростки обычно начинают употреблять алкоголь и ПАВ в компании сверстников. 

Признаки употребления алкоголя или других ПАВ:

  • появление секретов от родителей. Подросток перестал говорить, куда уходит, юлит, сочиняет, при этом теряется из виду надолго;
  • сменился круг друзей и новые товарищи не вызывают у родителей доверия;
  • стал хуже учиться, потерял интерес к былым увлечениям спортом или творчеством;
  • после прихода из дискотеки от ребёнка подозрительно сильно пахнет парфюмом или он много жуёт жвачку/ пахучие конфеты для устранения запаха;
  • родители нашли у него «Антиполицай» или подобные вещи, служащие не для маскировки, а для полного устранения неприятных запахов, вызванных употреблением табака, алкоголя и веществ с острым запахом;
  • ребёнок просит много денег на развлечения, ведь спиртное стоит недёшево;
  • что касается употребления других ПАВ, то возможна необъяснимая смена настроения или необычное поведение (крепкий дневной сон, бессонница ночью, отсутствие аппетита или, наоборот, волчий голод, непродуктивная активность, агрессия, эйфория).

К семейной профилактике зависимостей относятся:

  • пример постоянной трезвости со стороны родителей и родственников;
  • отношение к здоровью как к основной ценности. Любовь и доверительные отношения между членами семьи;
  • отсутствие гиперопеки над ребёнком и уважительное отношение к личности ребёнка. Участие в жизни ребёнка, проявление интересов к его проблемам и достижениям;
  • поддержка инициативы ребёнка к спорту, творчеству и труду;
  • откровенные разговоры с ребёнком о вреде курения алкоголя и наркотиков.

Имеются также и другие виды рискованного подросткового поведения: правонарушения, экстремизм, ранние половые связи, ранняя беременность. Избежать антисоциального опасного поведения подростку могут помочь, в первую очередь, родители.