Вопрос
На каком уровне НЕ происходят изменения во время подросткового периода?
Так держать!

Физические (телесные) изменения

1. Гормональные изменения

Гормоны контролируют переход организма, регулируют взросление и половое созревание. До начала подросткового (пубертатного) периода мужские и женские половые гормоны образуются приблизительно в одинаковых количествах у девочек и мальчиков. Ключевыми в изменении поведения подростков являются половые гормоны.  

У девочек это рост количества эстрогенов, которые делают характер более мягким. Но именно в подростковом возрасте, когда менструальный цикл нестабилен, они могут провоцировать наибольшие скачки настроения.

У мальчиков – андрогены, наоборот могут способствовать агрессивному поведению, и один из них, тестостерон, отвечает за половое влечение. Это период роста сексуальности и гиперсексуальности у мальчиков.

Гормональные изменения увеличивают темпы развития сальных желез, вызывают повышенную потливость, сальные волосы. Самый неприятный косметический дефект – прыщики на лице.

2. Скачок роста и веса

Другое физиологическое изменение — скачок роста и веса.За относительно короткий промежуток времени рост может увеличиться на 20%, а масса тела даже на 50%.

Гормон роста регулирует образование мышечной и костной ткани так интенсивно, что другие системы просто не успевают за ней. Это сказывается на самочувствии.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что приводит к перепадам сосудистого и мышечного тонуса.

3. Изменение пропорций тела

Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем удлиняются конечности, и в последнюю очередь увеличивается туловище.

Интен­сивный рост скелета, достигающий 4–7 см в год, опере­жает развитие мускулатуры, что приводит к непропорциональности тела, подростковой угловатости, это может провоцировать неприятное ощущение собственной неуклюжести, не­ловкости.

4. Физиологические дисфункции в организме

Боли в голове, животе, мышцах, сердце, колебания артериального давления.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что приводит к пере­падам сосудистого и мышечного тонуса.

5. Появление вторичных половых признаков

Мальчик Девочка
  • Увеличиваются яички и половой член.
  • Появляется растительность в разных участках тела.
  • Из-за опускания гортани ломается голос.
  • Также могут наблюдаться поллюции (непроизвольное семяизвержение). Поллюция — одно из проявлений полового созревания. Частота поллюций индивидуальна для каждого человека.
  • Увеличивается количество мышечной ткани, число мышечных клеток у мальчиков превышает их число у девочек в 4 раза.
  • Увеличиваются грудные железы.
  • Происходит оволосение интимных зон и подмышечных впадин.
  • Начинаются менструации.
  • Изменяется форма тела – появляются подкожные жировые слои в области живота и тазобедренной области.

Психологические изменения

1. Эмоциональная неустойчивость и сбои в работоспособности

Перепады в функционировании организма вызывают быструю смену физического состояния и настроения. Эмоциональный фон ста­новится неровным, нестабильным, желания и стремления меняются с удивительной скоростью.

Можно сказать, что в этот период человек переживает «гормональный бунт». В результате этого ты не можешь управлять собой. Хочешь одно, делаешь другое, говоришь третье.

Тебе нелегко с собой, ты не понимаешь, что с тобой происходит, тебе становится тревожно.   

Можно сказать, что подросток будто все время находится в состоянии стресса.

Гормональный бунт в этом возрасте неизбежен.

2. Развитие рефлексии и самосознания

Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Молодой человек начинает интенсивно размышлять о себе и других, углубленно изучает себя, сравнивает свои качества и особенности с таковыми у окружающих. Иногда это  приводит к глубокой неудовлетворенности собой.

Также появляется глубокий интерес, как к собственным переживаниям, так и к чувствам других людей.

3. Обретение «чувства взрослости».

Ты стремишься доказать окружающему миру, что ты – личность.  

Стремление к отделению от взрослых, снижению контроля, самоутверждению.

Ты испытываешь потребность в уважении, доверии, признании твоей самостоятельности и установлении равноправных отношений.

Ты испытываешь потребность в личном пространстве. 

4. Появление личностных интересов, устойчивых хобби и стремления к самореализации.

Ты стремишься к коммуникациям на новом качественном уровне.

Появляются устойчивые интересы и увлечения.

Ярко проявляются творческие таланты.

5. Изменение отношения к собственной внешности.

Нескладная фигура, прыщи, тусклые волосы… а еще форма носа, цвет глаз, размер ноги,  слишком высокий или низкий рост, полнота или излишняя худоба, большая или наоборот маленькая грудь. Словом, есть 1001 причина, чтобы быть недовольным своей внешностью.

В этот период чуть ли не каждый день происходят какие-то метаморфозы: то пропорции тела изменились, то волосы стали расти, там, где их раньше не было — человек просто не успевает к этому привыкнуть.

Тело развивается неравномерно, будто лепестки у цветка. Ведь они распускаются не сразу все, а часто один за одним.

Кого-то такая трансформация сильно раздражает, кто-то может быть к ней равнодушен — и то и другое отношение нормально.

Хорошая новость – это временно. Ближе к 18 годам (бывает чуть раньше или чуть позже) всё выравнивается.

Социальные изменения

1. Изменения отношения к семье и учебе.

Связи с родителями отходят на второй план, прежняя искренность и открытость в общении с ними часто воспринимается недопустимым проявлением «детскости».

Требования и ограничения со стороны окружающих воспринимаются тобой, как ущемление прав.

Также многие подростки замечают на себе, что менее значимой становится учеба, падает интерес к школьным предметам. 

2. Глубокое доверительное отношение со сверстниками.

Об­щение со сверстниками приобретает исключительную значимость. Ведущим мотивом поведения является стремление найти свое место среди них.

Очень важным становится почувствовать себя частью группы ровесников, которая давала бы ощущение «Мы».

В подростковом возрасте общение приобретает новый характер. Его отличает искреннее соучастие людей в проблемах друг друга. Общие ценности, понимание мыслей, чувств и намерений другого, становятся основой для развития глубоких отношений.

Высшими формами нового общения являются дружба и любовь. 

3. Изменение восприятия сверстников противоположного пола, отношений между юношами и девушками.

Стремительное телесное развитие и ассоциация себя с взрослыми очень влияют на изменение отношений между юношами и девушками.

Появляется интерес друг к другу, хотя внешне во взаимоотношениях между полами возникает большая изолированность.

Отношения между юношами и девушками усложняются, исчезает непосредственность и непринужденность, появляется стеснительность при общении, напряжение от смутного чувства влюбленности.

Влюбленность, ухаживание, первое свидание, первый поцелуй, очень важны и волнительны. Важны, как внутренняя потребность, как определенный знак взросления.

4. Появление сексуального возбуждения.

Если человеку интересны темы отношений и секса, значит ли это, что с ним что-то не так? Конечно, нет. И, кстати, если не интересны или пока не заинтересовали — тоже всё нормально.

Изучать своё тело, пробовать строить отношения с противоположным полом — вполне актуальная задача для человека в переходном возрасте. Так было всегда.

Информация о сексуальных отношениях, половых органах, изменении организма, возможных венерических заболеваниях — важная вещь.

Чем лучше мы понимаем, как устроены сексуальные отношения, и какие риски связаны с сексом, тем проще нам строить отношения осознанно и безопасно для здоровья.

Интимная близость

Несмотря на различия в протекании полового созревания, несмотря на многие противоречия между полами, между девушками и парнями существует взаимный интерес.

Люди образуют пары, вступают в романтические отношения, проводят друг с другом больше времени, узнают друг друга лучше.

В каждой паре отношения развиваются по уникальному сценарию, но рано или поздно перед каждой парой встает вопрос об интимной близости.


Начало половой жизни — это непростое решение.

Вопрос
Кто решает, начинать половую жизнь или нет?
Так держать!

Нет единого стандарта для всех. Только ты принимаешь решение начинать половую жизнь или нет. Ни давление сверстников, ни манипуляции и угрозы – не являются поводом делать то, к чему ты пока не готов.

Любой выбор достоин уважения, если он осознанный и основан на готовности нести ответственность за принятое решение, а также на достоверных знаниях о возможных последствиях, о способах, как их избежать.


Для этого важно знать, как работает наша половая (репродуктивная) система, какие опасности таит в себе незащищенный половой контакт и каким образом можно уберечь себя от заболеваний, инфекций и нежелательной беременности. И в этом тебе помогут остальные уроки этого курса.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОСЛАНИЯ

  • В подростковом возрасте происходят большие изменения. Ты меняешься физиологически, психологически, меняются социальные связи.
  • Ключевыми в изменении поведения подростков являются половые гормоны. 
  • В этот период чуть ли не каждый день происходят какие-то метаморфозы. Человек просто не успевает к этому привыкнуть.
  • Начиная половую жизнь, человек должен осознавать ответственность за принятое решение. Осознавать последствия своего решения и выбрать свой способ защиты от негативных последствий.